9 Мая 2009

Е.Шилин. Мастер-класс №4. ОПОРА (Supporting finger). 1-я ЧАСТЬ.

В балете есть разные позиции, в которые танцоры становятся перед началом танца. У гитаристов, извлекающих звук не медиатором, а пальцами, тоже есть своя начальная позиция (Start-Position) для пальцев правой руки, которая должна выполняться (автоматически!) всегда, как только мы берём в руки гитару. Это когда три пальца (a, m, i ) стоят на первых трёх струнах: указательный - на 3-ей, средний - на 2-ой, безымянный - на 1-ой. А большой палец в это время стоит (опирается!) на одной из басовых струн. Чем же удобно это положение пальцев и для чего оно нужно? Первое - пальцы подготовлены для извлечения звуков. Второе - пальцы опираются на струны и поэтому рука находится в устойчивом положении. И пальцам легче ориентироваться в пространстве, потому что они знают своё точное местоположение. Им легче переходить со струны на струну. Вообще ОПОРА какого-нибудь из пальцев на струну желательна в любой момент игры! Но, к сожалению, это не всегда можно сделать. Есть правила, а есть исключения из правил. Сама музыка иногда не даёт нам возможность исполнять эти правила. Раньше, в 17-19 веках гитаристы вообще опирались мизинцем правой руки на деку. Сразу возникает вопросы - Для чего они это делали? И почему мы (люди 20-21 веков) от этого отказались?

Итак, сегодня у нас речь пойдёт об ОПОРЕ ПАЛЬЦЕВ. Уже ясно, что опора даже одного пальца на струну создаёт более устойчивое положение для кисти, а значит другим пальцам будет легче находить следующую струну, легче ориентироваться в пространстве!

АПОЯНДО.

Приём апояндо совмещает в себе и извлечение звука и (последующее) опирание на струну. Это очень удобно. Т.е. при апояндо пальцам правой руки не нужны для ориентировки в пространстве дополнительные опоры большого или других пальцев. В этом смысле апояндо - очень самостоятельный и "уверенный мальчик" - палец при этом приёме всегда знает, где он находится в любой момент жизни(потому что стоит на струне после удара)и даёт возможность другим пальцам легко ориентироваться в отношении других струн. Т. е. пальцам намного удобнее ориентироваться среди струн, когда хотя бы один из них опирается на струну. Так что в апояндо опора получается естественным путём. Именно, поэтому Таррега усовершенствовал игру апояндо, а Сеговия довёл этот приём до совершенства и доказал всем, что это совсем неплохо!

ТИРАНДО. ПУП.

Но с тирандо совершенно другая история. Палец, после извлечения звука, повисает в воздухе и чтобы извлечь следующий звук другому пальцу сложнее точно попасть на струну. Для облегчения этой задачи гитаристы пошли двумя путями: 1) Одни стали использовать при игре тирандо ОПОРУ других пальцев(когда играют (a, m, i ) - кисть опирается на один из пальцев (чаще на большой или), а когда играет (р) - кисть опирается на какой-нибудь из пальцев(a, m, i ) или даже на все три!). Часто на 1-ую струну "облокачивается" палец(а).... 2) Второй путь - очень спорный. Это Предварительная Установка Пальцев перед извлечением каждого звука. Сокращённо ("ПУП"). Т.е. один палец извлекает звук, а в это время другой устанавливается на следующую струну - подготавливается извлекать следующий звук. При этом приёме вроде бы выполняется благое пожелание, а именно: пальцы всегда(как и при апояндо!) имеют опору на струну - вначале один палец опирается, потом следующий, потом ещё следущий... и так до бесконечности. Если рассматривать этот приём отдельно от музыки - он очень завлекателен и даже даёт приобретения в скорости игры. Но если внимательно присмотреться к нему, то "ПУП"оказывается не так безобиден, как кажется. Можно заметить и немалые потери, точнее - услышать их.

Потому что он иногда нарушает законы самой музыки. Потому что идёт массированное приглушение почти всех звуков. Что особенно не свойственно природе ГИТАРЫ. Одной из самых сильных сторон гитары, является реверберация. ПОСЛЕЗВУЧИЕ... Когда начинает звучать струна - другие струны и верхняя дека реагируют на это звучание и отзываются - резонируют... И это не всегда плохо, а чаще - даже хорошо! Когда мы дёргаем струну, внутри гитары начинается процесс создания звука. Звук в гитаре отражается от стенок кузова, гуляет внутри, в чреве матери, насыщается, обогащается различными обертонами от других струн и только после этого выходит в жизнь и мы получаем на выходе настоящий красивый звук гитары... Что же мы получаем при использовании "ПУП"-а? - Мы получаем только часть полного звука гитары - суховатый, клавесинный звук, с обрезанными обертонами. Мы получаем укороченный, выхолощенный, полу-стаккатированный звук там, где он абсолютно не нужен(особенно это заметно в арпеджио).

И вот так воспитывается слух: одну нотку не дотянул, вторую укоротил , третью приглушил....(не заметят!)... Вроде бы мелкие, незаметные погрешности. Ухо привыкает к ним(как будто так и надо?!) и через некоторое время это становится правилом и "истиной" для такого музыканта. Но все эти мелкие детальки, отброшенные ради удобства и точности игры, на самом деле составляют тонкие и ценные "пищевые добавки" к гитарному звуку, помогающие делать музыку - музыкой! И без них - она становится слишком стерильной?! Как в МИДИ-файлах. А это уже становится опасным для самой музыки... Чего то в ней не стало хватать!... Какой-то маленькой малости...

Но это не означает, что надо совсем отказаться от этого приёма игры. Там, где он уместен, он -"ПУП"(земли!)- имеет право на жизнь и большинство гитаристов эпизодически использует его в своей практике. (Каюсь, и я это иногда проделываю(например: в быстром, прямом арпеджио 6-3-2-1, 5-3-2-1. Но правда я готовлю вместе с басом сразу все три пальца, а не по одному. И получается это у меня естественным путём - когда я играю быстро). Так вот относиться к этому нужно, именно, как к одному из приёмов игры, который можно применять там, где он уместен, а не везде -сплошь и рядом.... как об этом трубят сторонники этого ("ПУП-а"). Они уверяют всех , что это панацея от всех проблем в гитарной технике и спасение.

---------------------------------------------------------------------

Перед тем, как мы приступим к разбору пьес и упражнений, я хочу немного поговорить с вами о технике гитаристов. Здесь тоже не всё однозначно. Я уже говорил раньше, и сейчас повторю, что в музыке есть два основных типа исполнителей: одни в силу своего характера тянутся к виртуозной игре, а другие - тоже из-за характера - к философским размышлениям. Естественно, что я говорю о классической музыке, потому что в других жанрах музыки в основном культивируется увеселительный стиль. Так вот техника у музыкантов этих двух направлений в музыке - разная. Одно дело, когда все твои мысли направлены только на то, чтобы быстрее сыграть пассажи и совсем другое дело, когда твои мысли направлены на характер музыки, фразировку, её смысл ... Я хочу сказать, что эти два подхода к музыке отличаются друг от друга тем, что уши (музыкальный слух!) у этих двух типов музыкантов совершенно разные. Они по разному слышат музыку. Если человек месяцами и годами большую часть времени отрабатывал только двигательные навыки (технику!), то ухо у него поневоле будет "воспитано" на таком (техническом!)материале и будет слышать и выискивать в музыке именно эту (пассажную!)сторону. И оценивать музыку и исполнителей он может только по этой шкале ценностей. Другая сторона музыки его не интересует, а чаще всего он её просто не слышит. Если же человек большую часть времени (тоже месяцами и годами!) все свои мысли отдавал работе над музыкальными фразами и подчинял свою технику выявлению смысла этих фраз, то его ухо будет воспринимать в первую очередь эту смысловую, (музыкальную!) сторону музыки и ценить он будет исполнителя, именно за музыкальность.

Так что перед нами две абсолютно разные шкалы ценностей. Одни любят быстрые, чёткие движения своих пальцев и находят в этом большое удовольствие и даже наслаждение. Другие - ищут в звуках музыки какой-то высший смысл и к технике относятся только как к необходимости для воплощения этого замысла. Поэтому эти две группы музыкантов никогда не смогут понять друг друга, потому что говорят на разных языках. Одним нравится одно, другим - другое... Но, конечно, типов музыкантов не два, а значительно больше, но все они находятся в этом диапазоне между этими двумя крайними разновидностями музыкантов. Одни из них больше тяготеют к технике, другие - к музыке...

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ "ОПОРА НА СТРУНУ"

(ПУП - это Предварительная Установка Пальца на струну)

Ссылка на гитарный форум с разбором метода ПУП: http://demure.ru/forum/index.php?showtopic=3609

 

 


E-mail: YevgeniyShilin@msn.com
Copyright © 2003
CAA